Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками,
умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой
деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной
деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это
не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс
активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством
учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания,
преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи.
Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно
мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит
воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность
ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т.
д. Поступление в школу — ответственный момент в жизни ребенка.
Начало учения изменяет его положение в семье. У него появляется
множество новых обязанностей: вовремя прийти в школу, выполнить домашнее
задание, помочь товарищу. Таким образом, с первого дня поступления в
школу отношения ребенка с окружающими регулируются принципом
обязательности. Расширяется круг обязанностей. Хорошо учиться — это
долг не только перед родителями, но и перед классом, перед школой, перед
всей страной, перед самим собой. Для ребенка положение ученика — новый
социальный статус личности. В процессе школьного обучения
формируются и изменяются мотивы учения: от случайных, связанных с личной
заинтересованностью, у младшего школьника, к общественным, вытекающим
из чувства долга, — у старшеклассников. В первые.годы школьного
обучения нередко мотивом является не долг или интерес к знаниям, а
стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей. В средней
школе развивается дифференцированный интерес к предметам. В связи с
этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив
приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка.
Формирование чувства долга, совести как высших регуляторов поведения
включает в сферу мотивов учения высшие моральные чувства. За время
обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных
классах он овладевает основами грамоты, доступными ему
естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными
формами труда (обработка бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает
ученика к обучению в старших классах. Экспериментальное обучение
показало, что дети в начальной школе способны усваивать не только
простые арифметические действия, но и сложные математические
зависимости. Они усваивают родной язык так прочно, в таком объеме и на
таком уровне теоретического обобщения, что это значительно облегчает
его дальнейшее изучение в средней школе. Поэтому вопросы рациональной
организации педагогического процесса находятся в центре внимания
советских психологов, работающих в области педагогической психологии. Учебная
деятельность в средней школе требует от учащегося большей
ответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в
связи с предметным преподаванием ослабевает контроль учителя за
деятельностью ученика. Повышаются требования к качеству умственной
деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к
тексту, сколько понимание, переосмысливание изучаемого материала.
Математика, физика, история и другие предметы формируют систему
понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения. Предметы
политехнического цикла лежат в основе практической подготовки к
трудовой деятельности. На уроках по этим предметам вырабатывают трудовые
умения и навыки, что увеличивает долю участия школьника в общественно
полезном труде. В старших классах средней школы формируются
материалистическое мировоззрение и убеждения, с которыми связываются
мотивы учебной и трудовой деятельности. Источник: http://azps.ru/articles/